История обоев

Как и бумага, обои были изобретены в Китае. Известно, что раскрашенные красками бумажные полотна использовались китайцами для декорирования стен еще во втором веке до нашей эры. Позднее секрет изготовления бумаги, через китайских пленных, попал к арабам, и через них добрался до Европы. Путь этот занял несколько веков, и наиболее ранние европейские обои для стен датируются лишь началом 15-го века.

В 16-17-хх веках обои были еще далеки от привычного для нас вида. Они печатались на отдельных кусках бумаги, причём стандартных размеров печатных досок еще не существовало. Соответственно, размеры готовых бумажных листов тоже отличались друг от друга. Поэтому большим шагом к современным обоям стало соединение нескольких листов в одну сплошную полосу, а случилось это в 1680-х годах. Такую полосу можно было скручивать в рулон, что заметно сказывалось на удобстве транспортировки и использования. Интересно, что бумажные обои того времени наклеивались не только на стены. Изнутри ими обклеивали сундуки, выдвижные ящики столов, использовали при оформлении форзацев книг.

Стоит отметить, что в вышеуказанное время бумажные обои в Европе были сравнительно редки, так как стены были принято не обклеивать бумагой, а обивать тканью. Именно отсюда ведет своё происхождение русское слово «обои».

 В 1799-ом году француз Луи-Николя Робер запатентовал свою «бумагоделательную машину», тем самым положив начало машинному производству бумаги. А уже в 1816-ом году англичанином Эдвардом Купером была изобретена машина, предназначенная для печати на рулонной бумаге. Между тем, параллельно с машинным производством, обои продолжали печатать вручную. Печать производилась с помощью специальных резных досок, при этом такие обои качественно отличались от «машинных» в лучшую сторону.

Первые обои представляли собой расписанные кистью полотна бумаги, и, обладая всеми достоинствами цветной живописи, выигрывали в сравнении с машинными печатными обоями. Объяснялось это тем, что обои машинного производства поначалу печатались исключительно черной краской, то есть, были черно-белыми. Они продолжали использоваться до начала 18-го века.  Постепенно для печати стали использовать и другие цвета, однако довольно долгое время возможности комбинировать их при изготовлении не было, поэтому цветные обои были, как правило, только одного определенного цвета.

В конце 17-го века появляется новая разновидность обойного дизайна – так называемые насыпные обои, имитирующие бархат. Техника их производства была очень простой, и быстро распространилась по Европе. Вместо краски на бумагу наносили клей, после чего посыпали его суконным порошком. Позднее вместо сукна использовали также хлопок, шерсть, шёлк. Первые насыпные обои, однако, имели серьезный недостаток: с бумаги постепенно осыпался насыпной слой. Однако в дальнейшем, благодаря усовершенствованию клеев, а также применению лаков, этот недостаток был устранен. Насыпные обои пользовались большой популярностью, и производятся до сегодняшнего дня.

Несмотря на развитие европейского обойного производства, в том же 17-ом веке популярность завоевывают китайские обои. Это были обои ручной печати или кистевой росписи, и отличались высоким качеством и аккуратностью изготовления. Обычно они были расписаны неповторяющимися рисунками: изображались птицы, бабочки, цветущие деревья либо бытовые сюжеты. Обои из Поднебесной, невзирая на свою дороговизну, находили покупателей.

В 19-ом веке производство обоев ознаменовалось новым подходом: авторским дизайном. К работе привлекались лучшие художники, одним из которых был, например, близкий друг Фридриха Энгельса, англичанин Уильям Моррис. Моррис, будучи противником объемных росписей, предлагал дизайн, выдержанный в плоском стиле. Он также считал, что обои должны не имитировать какие-либо другие отделочные материалы, как было принято ранее, а ясно выражать свою «бумажную» природу.

В 1960-х годах 20-го века распространение получили фотообои, отличавшиеся, помимо своей новизны, еще и доступной ценой. В питейных заведениях тех лет стало общепринятым использовать обои, имитирующие необработанные кирпичные стены. В тот же период постепенно стала возвращаться мода на имитацию текстильных изделий. В 1970-е годы эта мода укрепилась благодаря повышенному вниманию к реставрации и историческим интерьерам.

Современные обои являют собой большое разнообразие материалов, из которых они изготавливаются. Кроме привычных бумажных на рынке доступны виниловые, флизелиновые, текстильные и даже жидкие обои. А развитие технологий производства 21-го века вкупе со смелыми дизайнерскими решениями способны удовлетворить практически любой каприз покупателя.

 

Средняя: 5 (3 оценки)